Старинный рояль в усадьбе Брянчаниновых

В усадьбе Брянчаниновых интерьер круглого зала украшает концертный (салонный) рояль «J.BECKER» черного цвета. Рояль произведен в Российской Империи в Санкт-Петербурге на фабрике Якоба Беккера. Дату выпуска музыкального инструмента можно определить по номеру. № 11323 позволяет определить год производства: около 1894-1896. Фортепианная мастерская (затем фабрика) Якоба Беккера, существовавшая с 1841 по 1917 годы, была одной из самых известных фортепианных мануфактур династий немецких мастеров и фабрикантов Беккер и Шредер.

В 1841 году немец Якоб Беккер открыл первую мастерскую на Итальянской улице в Санкт-Петербурге (позднее фабрика располагалась на 8-й линии Васильевского острова и на Петербургской стороне). Мастерская специализировалась на изготовлении роялей. Газета «Иллюстрация» за 1846 год, издававшаяся в Санкт-Петербурге, писала: «Превосходный мастер Беккер сделал весьма важное усовершенствование, чтобы все клавиши в фортепиано давали соответственные удару звуки». Еще в 1839 году Якоб Беккер получил патент от короля Баварии на рояль и четырехугольное фортепиано, в которых струны располагались под резонансной декой. Изначально фабрика Беккера представляла собой скромную мастерскую, которая выпускала около двадцати инструментов в год. В те годы ограничительные пошлины на импорт увеличили стоимость роялей, произведенных в Европе, поэтому рояли Беккер пользовались большим спросом в России.

В 1855 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в конце 1855 года писали: «Много ли концертов минувшего сезона обошлось без роялей г. Беккера? Если не ошибаемся, все здешние и приезжие виртуозы-пианисты играли в концертах на роялях Беккера, да и вообще в каждом сколько-нибудь замечательном концерте, где требовался рояль, почти наверно на эстраде являлся рояль не чей другой, как г. Беккера». Яков Беккер ответственно относится к своему делу. Так, например, он распределил производственные процессы между мастерами разных национальностей: с механикой и звуком работали только немецкие мастера, обработкой древесины занимались австрийские мастера, а лесозаготовительные работы производили финские мастера. При этом в производстве резонансовых дек роялей, которые направлены вдоль по длине рояля, использовались столетние горные ели. Такая конструкция предполагала большой объем и расход дорогостоящей древесины и поэтому встречалась довольно редко.

Фабрика Беккера отличалась от других фортепианных предприятий тем, что в ее стенах производились абсолютно все детали будущих инструментов. Фабрика была единственной в России, которая имела собственные чугунолитейные, меднолитейные, механические и слесарные мастерские. В 1861 году фабрика перешла к брату Якоба Беккера Францу. В 1871 году владельцами стали М.А. Битепаж и П.Л. Петерсон, которые значительно расширили производство. С 1903 года фабрика принадлежала семейству Шредеров. В последние годы XIX столетия производство росло особенно интенсивно. Инструменты фирмы получили широкое признание не только в России, но и за рубежом.

Неоднократно музыкальные инструменты удостаивались высших наград на международных и всероссийских промышленных выставках. Так, например, в 1893 году в Чикаго был получен диплом и медаль, в 1894 году в Антверпене получена главная награда Гран-При, в 1897 году – в Стокгольме золотая медаль и звание «Поставщик двора короля шведского и норвежского», в 1900 году – Гран-при в Париже, а в 1905 году – Гран-при в Милане. С 1896 года фабрика «J.BECKER» являлась поставщиком Двора Его Величества Императора Всероссийского, была обладателем высшего знака качества, членом Гильдии Поставщиков Двора. Кроме того, фабрика была поставщиком Их Величеств: Императора Австрийского, Короля Датского, Короля Норвежского, Короля Шведского.

Рояли «J.BECKER» ценили за неоспоримое качество и неповторимый романтический звук. Петр Ильич Чайковский считал: «...Следует предпочесть беккеровские рояли, так как будучи мягки и приятны по своему тону, они в то же время отличаются замечательной силой звука...». В 1918 г. фабрика была национализирована советской властью, и марка Беккер прекратила свое существование. Фабрика получила название 2-й фортепьянной фабрики, затем – фабрики им. Зиновьева. В 1924 году на ее основе была создана фабрика «Красный Октябрь». В 1950-х годах на базе «Красного Октября» было создано около 40 фортепьянных фабрик по всему Советскому Союзу. В 1991 году фабрике было возвращено прежнее название. Однако в новых условиях фабрика не выжила. Сегодня от фабрики Беккера остались лишь старинные рояли, один из которых и нашел свое место в усадьбе Покровское.

В советское время рояль из Санкт-Петербурга попал в Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, откуда и был передан в дар в 2015 году. Рояль имеет прекрасный, глубокий звуковой тон, идеальный бархатистый тембр. Он предназначен для салонов, небольших камерных концертов. Уникальный по своей конструкции и назначению музыкальный инструмент до сих пор радует отличным звучанием и шикарным видом, прекрасно вписываясь в интерьер усадебного дома.

Усадьба
21.04.2020